Сенсорно-моторная афазия после инсульта ― нарушения в речевом аппарате пациентов, вызванные некрозом мозговых клеток в отделах головного мозга (центральная, теменная, височная доли), отвечающих за координацию речи.

При этом диагнозе отсутствует возможность правильного построения предложений из-за невозможности анализировать и преобразовывать устную информацию, которая поступает к человеку извне.

Виды афазии

 

Классификация сенсорной афазии после инсульта (заболевания Вернике):

1. Мнестическая ― характеризуется медлительностью произношения слов (в т.ч. не подходящих по контексту к окружающей обстановке), невозможностью сконцентрироваться на одной мысли для корректной формулировки фраз. Кроме того, из услышанного от собеседника человек способен запоминать только пару слов. В свою очередь, включает такие подтипы: оптико-мнестическая, акустико-мнестическая.

2. Семантическая ― проявляется в сложности восприятия действий, касающихся логического мышления, а также длинных предложений.

3. Амнестическая ― больной не может припомнить название отдельных предметов, но при этом может описать для чего они предназначаются. Например, «магазин» ― «место, где можно купить вещи/продукты» и т.п.

Моторная афазия после инсульта включает такие виды:

1. Динамическая ― проявляется в бессмысленности произносимых человеком фраз, которую провоцирует непроизвольная перестановка слов в предложениях. При этом пациент осознает неправильность произношения, но повлиять на ситуацию никак не может.

2. Афферентная ― проявляется в перестановке звуков в произносимых словах. К примеру, замена звонких согласных глухими.

3. «Брока» ― речь произносится с большими интервалами между слогами и словами. Может проявляться как частое неразборчивое повторение (по типу заикания), мычание и т.д.

Письменная речь пациентов с подобным нарушением отличается большим количеством ошибок. Иногда люди начинают заменять слова противоположными по значению. При тотальной афазии наблюдается одновременно затруднение понимания и произношения.

Сенсомоторная (тотальная) афазия после инсульта: прогноз

Уровень смертности среди госпитализированных с речевыми дефектами превышает аналогичную цифру по сравнению с постинсультным состоянием, в котором не наблюдаются проблемы восприятия и воспроизведения речи. Детальнее со статистикой по прогнозу жизни можно ознакомиться в этой статье.

Прогнозирование эффективности восстановительной терапии осуществляется в индивидуальном порядке ― лечащий врач оценивает объем повреждений, пострадавшую зону мозга.

Факторы, которые влияют на положительный исход лечения:

• возраст ― молодые люди имеют больше шансов на поправку;
• уровень эрудированности (образования);
• тип инсульта ― при геморрагическом подвиде шансы на позитивизацию клинической картины увеличиваются в разы.

Родственники больного должны быть готовы к тяжелому труду и большим экономическим затратам на дополнительное медикаментозное лечение, поскольку подобные проблемы решаются на протяжении длительного срока.

Упражнения при афазии после инсульта

Для скорейшего восстановления речевой функции рекомендовано выполнять специальные упражнения под руководством логопеда-афазиолога. Чем раньше после перенесения инсульта будут начаты занятия, тем результативнее будут проделанные мероприятия.

Рекомендовано начинать занятия сразу же после переведения больного в условия обычного стационара (за исключением палат интенсивной терапии).

Тренировки начинаются с небольших нагрузок (до 7-ми мин. в день), постепенно увеличивая время взаимодействия с узкопрофильным специалистом (до 15 мин/день). Примечание: ключевую роль играет не продолжительность, а частота и регулярность занятий.

Базовые упражнения строятся по стандартной схеме:

• чтение;
• письменные нагрузки;
• построение предложений (происходит в виде доверительного диалога);
• пение;
• логопедический массаж ― специалист массирует щеки, участки языка, нёбо, губы с помощью одноразового деревянного или пластикового отоларингологического шпателя;
• манипуляции, направленные на достижение пациентом понимания происходящего вокруг, произносимых предложений. Иногда прибегают к использованию жестикуляции, мимики.

Эффективные нагрузки для устранения афазии при инсульте (логопедический материал для занятий):

1. Складывание губ трубочкой с попыткой удержать их в таком положении хотя бы пять секунд. Аналогичное упражнение проделывают и с языком.
2. Надувание щек воздухом.
3. Поочередный захват зубами верхней и нижней губы.
4. Выполнение круговых движений языком по часовой и против часовой стрелки (так называемое облизывание губ).
5. Имитация поцелуя.
6. Необходимо достать языком к подбородку/носу.
7. Постукивание кончиком языка по небу.
8. Проработка и регулярное повторение элементарных слов, в т.ч. с помощью визуализации данных (бумажные картинки, специальные мобильные приложения, программы на ПК и т.д.).
9. Разучивание и оттачивание качества проговаривания скороговорок.
Примечание: для контроля качества выполнения упражнений, перечисленные манипуляции рекомендовано проделывать перед зеркалом.
Львиная доля успеха зависит от самостоятельного закрепления материала. Речь идет о проведении тренировок с родными и близкими человека, перенесшего отек головного мозга. За любую удачную попытку пациента нужно хвалить.

Уже совсем скоро читайте на моем блоге

— «Как распознать инсульт на ранней стадии»

 

Выздоравливайте

 

Яндекс.Метрика
Adblock detector